Человек с неограниченными способностями
Прославленный соул-певец, композитор, пианист, музыкальный продюсер и общественный деятель, Стиви Уандер (Stevie Wonder) родился 13 мая 1950 года в городе Сагино в штате Мичиган.
Стиви (настоящее имя Стивленд Хардэуэй Джадкинс) был третьим из шести детей в семье. Он родился раньше срока, а как известно, у недоношенных детей больше факторов риска для развития различных заболеваний. В случае Стиви это была ретинопатия недоношенных (недоразвитие сосудов глаз). Большая доза кислорода, поданная в его инкубатор, только усугубила процесс развития слепоты. Сильная духом black-mama была настроена философски: «Глупо обижаться на судьбу, глупо ныть, а ещё глупее – жалеть себя. Просто забудь о том, что твои глаза не видят, и живи как все – только намного лучше, намного интереснее».
Именно благодаря маме Стиви учился читать, играть на музыкальных инструментах – на губной гармошке, барабанах, фортепиано. И конечно же – неотъемлемая ступень развития соул-певца и музыканта – пение в церковном хоре. Талант мальчика стал очевиден не только членам семьи и прихожанам – послушать вундеркинда приехал сам Берри Горди, основатель "Motown". Как гласит легенда, Горди сказал после прослушивания: «Ты, парень – настоящее чудо, я советую тебе взять именно этот псевдоним». Перед подписанием контракта продюсер "Motown" Кларенс Пол заявил, что «Стиви – восьмое чудо света»! Так появился псевдоним певца – «чудо-Стиви», или, по-английски, «Стиви Уандер».
В 1962 году он выпустил два своих первых альбома: «The Jazz Soul of Little Stevie» и «Tribute to Uncle Ray», но по-настоящему «выстрелил» альбом 1963 года «Recorded Live: The 12 Year Old Genius» (название станет пророческим) и его первый хит, "Fingertips, Part 2". Песня с участием Стиви в качестве вокалиста и исполнителя на бонго и губной гармонике, а также юного Марвина Гэя на ударных стала хитом № 1 в американских поп- и R'n'B чартах.
В 1968 году Уандер записал альбом инструментальных соул-джазовых композиций, в основном на солирующей гармонике, под псевдонимом (альбом назывался так же) Eivets Rednow, что означает «Stevie Wonder», написанное задом наперед. Альбом прошёл почти незамеченным… Тем не менее Стиви удалось выпустить несколько ударных хитов между 1968 и 1970 годами, а именно «My Cherie Amour», «I Was Made to Love Her», «For Once in My Life» и «Signed, Sealed, Delivered I’m Yours».
Хотя Уандер являлся сопродюсером и композитором своих альбомов и сам играл на нескольких инструментах, рамки «Motown» были тесны для него. Едва ему исполнился 21 год, как он оставил лейбл, чтобы самому заниматься контролем своей карьеры. Уход из «Motown» был трудным шагом, но это позволило ему начать собственные студийные эксперименты. У Уандера стали появляться записи, в которых сочетались элементы самых разных стилей: госпела, рок-н-ролла, джаза, африканских и латиноамериканских ритмов. В некоторых песнях, например, использовались не совсем типичные для соул-музыки инструменты, такие как гобой, флейта, солирующая скрипка, а также другие струнные инструменты.
В конце концов Уандер снова нашёл общий язык с Горди, и «Motown» помог ему в реализации альбома "Music of My Mind". Стиви начал использовать новые технологии звукозаписи: дублирование и наложение голосов, инструментальных партий и бэк-вокала. Это позволило ему записать альбом фактически в одиночку – он сам поёт все вокальные партии, создавая целую палитру полифонического бэк-вокала, играет на всех инструментах (за исключением соло на тромбоне Art Baron в «Love Having You Around» и гитарного соло Buzzy Feiton в «Superwoman»). И впервые полноценным участником записи стал синтезатор. А в 1972 году Стиви отправился в тур с «Rolling Stones», чтобы открывать для них программу. Эти гастроли принесли музыканту известность среди белой аудитории и стали поворотным моментом в его карьере.
В период с 1972 по 1976 годы Уандер один за другим создал несколько хитов, некоторые из которых стали уже классикой ("Superwoman", "You Are The Sunshine of My Live", "Superstition"). Страшная автокатастрофа 1973 года, едва не стоившая музыканту жизни, заставила Уандера переосмыслить многое в этом мире. Он начинает уделять большое внимание благотворительности и помощи обездоленным. Уандер оказывает давление на федеральное правительство с целью сделать день рождения Мартина Лютера Кинга национальным праздником. В 1982 году он выступает с Концертом мира, пропагандируя ядерное разоружение. И, конечно, он сочиняет множество песен в защиту прав чёрных и за достижение расовой гармонии (в том числе пишет вместе с Полом Маккартни "Ebony and Ivory"). За свой вклад в борьбу с апартеидом он даже удостоился личного приглашения и встречи с президентом Южной Африки Нельсоном Манделой, который произнёс такие слова: "Стиви Уандер – мой сын, и я говорю с ним с огромным уважением".
В 90-х Уандер записал саундтрек к нашумевшему фильму Спайка Ли "Jungle Fever" и выпустил превозносимый критикой альбом "Conversation Peace", который потребовал восемь лет для его завершения, но, по мнению знатоков, целиком и полностью стоил затраченного на него времени.
Долгая карьера Уандера замечательна не только тем, что он является, без сомнения, музыкальным гением, но и тем, что он на протяжении всего этого времени мужественно преодолевал многочисленные преграды и препятствия и, самое главное, свой физический недостаток, слепоту. Взять хотя бы его участие в одном из благотворительных аукционов, когда он сел за руль и проехал по сцене на знаменитом BMW Roadster Джеймса Бонда.
Песни Стиви Уандера известны тем, что их довольно трудно петь. Благодаря великолепно развитому чувству гармонии, Уандер любит использовать в своих композициях множество сложных аккордов, часто с неаккордовыми звуками, септаккорды, нонаккорды, аккорды с пониженной квинтой и другие. Многие из его мелодий делают резкие, непредсказуемые изменения. Трудность их исполнения в том, что в них широко используются мелизмы, а это означает, что слог поётся в течение нескольких нот. Также многие его песни написаны в нетипичных для популярной музыки тональностях, которые чаще встречаются в джазе, чем в поп- и рок-музыке. Нередко у него встречаются и модуляции в другие тональности, зачастую довольно далёкие от первоначальной. Кроме того, довольно часто композиции Уандера начинаются и оканчиваются в одной тональности, но имеют очень сложный тональный план внутри.
Стиви Уандер оказал огромное влияние на развитие музыки XX века, он стал одним из основоположников классического соула и R’n’B. Стиви – один из самых известных вокалистов в мире, его постоянно включают в «списки лучших вокалистов всех времён». Он вообще музыкант-мультиинструменталист: обладает вокальным диапазоном в четыре октавы и невероятно сложной вокальной техникой, виртуозно владеет роялем и всеми видами синтезаторов, ударной установкой, кларнетом, губной гармоникой. Вместе с Рэем Чарльзом, Стиви Уандер является самым известным и популярным слепым музыкантом в мире. Он записал более тридцати хитов, входящих в первую десятку чартов США, написал более 2000 песен и получил рекордные 25 статуэток премии "Грэмми", присуждаемой за высшие достижения в области звукозаписи. Он просто один из величайших музыкантов нашего времени!
Ландыш Рифовна
#StevieWonder #JazzCalendar #ЛандышАхметгараева #Jazz #SoulJazz #JazzVocal #13MayJazz